Turmush — В некоторых средствах массовой информации появились заявления о том, что большегрузные машины разрушают дороги Ош—Иркештам—Сары-Таш и Сары-Таш—Карамык. Но владельцы грузовых машин утверждают, что авто загружаются с соблюдением всех норм весогабаритного контроля, о чем свидетельствуют имеющиеся у них доказательства.
Вместе с тем, водители утверждают, что одной из причин разрушения дорожного полотна могло стать качество проведенных работ.
По словам начальника Ошского регионального управления Министерства транспорта и дорог Эмила Умарова, в соответствии с постановлением правительства №453 от 8 августа 2011 года предельно допустимая норма провозимого груза по дорогам Кыргызстана не должна превышать 44 тонны. «Осевая нагрузка спереди не должна превышать 10 тонн, в целом трехосный грузовой автомобиль не должен превышать по общей массе 44 тонны. В случае превышения рассматривается вопрос о наложении штрафа», - говорит он.
Как проинформировал заместитель начальника дорожного предприятия, занимающегося обслуживанием дорог Ош—Иркештам—Сары-Таш и Сары-Таш—Карамык, Абдимиталип Эсенкулов, дороги рассчитаны на 10 тонн.
Представители Ассоциации грузоперевозчиков Кыргызской Республики считают, что в постановлении правительства имеются недостатки. Руководитель общественного объединения «Кыргыз Хово транспорт» Авазбек Дооронбаев отметил, что принятое постановление правительства №453 является копией Минской конвенции от 4 июня 1999 года. «Это постановление нуждается в доработках и дополнениях. На сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается около 5000 грузовых автомобилей, вес каждой из машин составляет 15-20 тонн. Постановлением предусматривается, что нагрузка на переднюю ось не должна превышать 10 тонн, а на средний и задний мост — по 16 тонн. Почему на передние колеса разрешается нагрузка от 5 до 10 тонн, а на задние не разрешается?! Самое интересное, что нагрузка на переднюю ось никогда не составит 10 тонн. Профильные ведомства в рамках исполнения поручений правительства установила на дорогах пункты весогабаритного контроля. Осуществляется строгий контроль», - проинформировал А.Дооронбаев.
Он также остановился на роли грузоперевозчиков в экономике Кыргызской Республики. «Благодаря этому, работой обеспечены тысячи человек. Они тратят миллионы на приобретение автомобильных запчастей, заливают на миллионы ГСМ. Мы решили провести эксперимент и проехались по дорогам с соблюдением нормы весогабаритного контроля — 40 тонн. Провели экспертизу и установили, что колесо размером 1 квадратный сантиметр на 1 квадратном сантиметре асфальтового покрытия несет нагрузку в 8,8 кг. По дорогам, построенным в советское время, этот показатель составлял до 10 кг. Тогда грузовые автомобили не разрушали дорожное полотно. К примеру, нагрузка по дорогам Ош—Иркештам и Балыкчы—Корумду составляет 11 тонн. К тому же, компания, занимающаяся выпуском грузовых автомобилей, не будет производить авто, которые бы разрушали дороги. В связи с этим, мы считаем, что постановление правительства нуждается в доработках. С 2014 года мы предпринимаем этим попытки, направляли обращение в Жогорку Кенеш», - сообщил А.Дооронбаев.
Также озвучивается мнение, что грузовые автомобили, перевозящие уголь с месторождения Кызыл-Булак в сельском округе Талды-Суу Алайского района, якобы разрушают дорожное полотно. Но каких-либо доказательств никто пока не предоставил. В своем комментарии председатель Сары-Моголского айыл окмоту Ыдырыс Камилов сказал, что информация о разрушении дороги Сары-Таш—Карамык не соответствует действительности. По его словам, автомобили отправляются в путь лишь после прохождения весогабаритного контроля. «Родился и вырос в селе Сары-Могол. Честно говоря, на угольном месторождении работают жители трех сельских округов нашего района. Горнодобывающая компания «Пэрити Коал» работает с соблюдением всех норм законодательства Кыргызской Республики. Перевозкой угля с месторождения занимаются не только автомобили, принадлежащие компании. Среди перевозчиков есть и частные лица, которые в порядке очереди загружают транспортное средство и затем отправляются в путь.
Хотелось бы отметить и вклад компании в поддержку социально-уязвимых слоев населения — она бесплатно отгружает уголь пожилым людям, малоимущим семьям. В этом году нам удалось провести чистую питьевую воду, на что компания выделила 400 тыс. сомов, 4 тонны арматуры. В течение месяца экскаватор бесплатно проводил работы. Например, из нашего села на месторождении трудятся около 100 человек. Информация о разрушающейся дороге не соответствует действительности. Близятся выборы… По всей видимости, таким образом кто-то решил устроить «черный пиар» в отношении Улана Примова. Это все можно расценивать как предвыборные политические игры», - сказал Ы.Камилов.
По словам жителей Сары-Моголского айыл окмоту, компания «Пэрити Коал» оказывает помощь не только айыл окмоту, а в целом Алайскому району. Как говорит глава Сары-Ташского айыл окмоту Баймамат Эмилов, после того, как на дорогах был установлен весогабаритный контроль, грузовые автомобили перестали быть причиной разрушения дорожного полотна. «Не знаю, кто и какого мнения придерживается, но своим мнением хотел бы поделиться. Не согласен с утверждениями о том, что грузовые автомобили компании «Пэрити Коал» разрушают дороги. На дорогах имеется весогабаритный контроль. От деятельности компании получает выгоду весь Алайский район. Совсем недавно прошла церемония открытия участкового пункта милиции.
Также была оказана помощь в проведении капитального ремонта больницы в нашем айыл окмоту. У нас не хватало средств на проведение ремонта кровли средней школы имени Ы.Монуева в селе Нура. Горнодобывающая компания «Пэрити Коал» решила поддержать и сейчас там проводятся работы. Все автомобили Примовых оформлены на «Ош Пирим Транс». Если бы они хотели совершить что-то противозаконное, то наверное нашли бы лазейки и не стали оформлять все транспортные средства на одну компанию. Они решили работать законно, что потом не говорили, что их транспортные средства нарушают какие-то законы», - сказал Эмилов.
Жители Алайского района говорят, что по двум дорогам ежедневно проезжают сотни транспортных средств. Сельчане считают, что прозвучавшие в адрес компании «Пэрити Коал» и депутата Жогорку Кенеша Улана Примова обвинения в разрушении дорог могут быть инструментом предвыборного «черного пиара». Они добавили, что Улан Примов ежегодно тратит на благотворительность в Алайском, Чон-Алайском и Араванском районах порядка 15 млн сомов. Кроме того, при поддержке семьи Примовых строятся 3-4-комнатные дома для нуждающихся в жилье, выделяются продуктовые наборы и уголь. «Ежегодно лицам с ограниченными возможностями здоровья выделяют по корове — это порядка 50 семей ежегодно. Кроме того, Примов оказывает помощь в совершении паломничества 5 жителям региона ежегодно», - сообщили сельчане.
ОсОО «Пэрити Коал» зарегистрировано на отца Улана Примова — Бердибая Примова. По данным издания Tazabek, с июня 2004 по 2014 год Примов возглавлял данное предприятие. В 2015 году он был избран депутатом Жогорку Кенеша от политической партии СДПК.
На данный момент является заместителем председателя парламентского комитета по бюджету и финансам.