Turmush — Село Горная Серафимовка Иссык-Атинского айыльного аймака Иссык-Атинского района Чуйской области переименовано – теперь оно носит название Кебек-Бий.
АКИpress 22 января 2025 года писал, что президент Садыр Жапаров подписал закон «О переименовании отдельных айыльных аймаков и сел Баткенской, Нарынской, Ошской, Таласской и Чуйской областей». Закон принят Жогорку Кенешем 5 декабря 2024 года для укрепления национальной идеологии и легализации наименований айыльных аймаков и сел.
Ранее решения по переименованию айыльных аймаков и сел были приняты на сходе местных жителей и одобрены решениями местных кенешей, местных государственных администраций и распоряжениями полномочных представителей президента в регионах.
В постановление Иссык-Атинского айыльного кенеша от 11 февраля 2016 года говорится, что комиссия по социальным вопросам айыльного кенеша по коллективному обращению 151 жителя села Горная Серафимовка, касающемуся переименования села, установила, что жители села Горная Серафимовка обращаются с просьбой изменить название своего населенного пункта. Ранее село получило наименование «Горная Серафимовка» в период коллективизации, и теперь сельчане предлагают переименовать его в честь политического лидера кыргызского народа XVIII века — Кебек Бия.
Кебек бий был справедливым, искусным и дальновидным политическим лидером, который возглавлял род «Солто» во время возвращения кыргызов на земли Чуйской долины. Он также внес значительный вклад в укрепление отношений между кыргызами и казахами. Кроме того, в 1850 году Кебек бий стал одним из организаторов курултая кыргызских бийев, сыграв ключевую роль в объединении всех кыргызов.
В книге знаменитого кыргызского родословца Белека Солтоноева «Кызыл кыргыз тарыхы» (1928 год, том 1, стр. 173) подтверждается, что Кебек бий был одним из самых авторитетных бийев, возглавлявших весь кыргызский народ.
Староста села (айыл башчы) Элнар Шеримбеков рассказал, почему оно ранее называлось Горная Серафимовка и кем был Кебек-Бий.
По его словам, село было основано в 1870-1880-х годах. «Во времена правления российского императора Николая II в наши края начали переселяться русские. Тогда сюда прибыли двое купцов-братьев по фамилии Серафимов, которые обосновались в этом районе. Позже здесь появились два населенных пункта – Горная Серафимовка и Нижняя Серафимовка. После падения царской власти и образования Советского Союза эти села сохранили названия, полученные в честь купцов», – рассказал он.
Сегодня в селе насчитывается 107 домохозяйств, проживает около 400 человек. Ранее здесь работала начальная школа для учеников 1-4 классов, но сейчас она закрыта. Дети ездят на учебу в соседнее село Тогуз-Булак. В настоящее время в селе строится футбольное поле.
Село известно своими талантливыми наездниками, которые добились успехов на республиканском уровне. Большая часть местных жителей занимается животноводством и земледелием.
Что известно о Кебек-Бий?
Кебек-Бий (Эсиркемиш уулу) был кыргызским лидером XVIII века, из рода «Болокбай» [Бөлөкбай] племени «Солто». По предположениям, он родился в первой половине XVIII века. В родословной говорится, что он был на 15 лет младше Абылай хана. В это время среди известных кыргызских лидеров были Эсенкул бий (дед («чон ата») Ормон хана), Качыке бий, Атаке бий, Момокон батыр, и все они были современниками Кебек-Бия.
Предположительно, его родиной был южный Талас или долина Кетмен-Тобо. Во второй половине XVII века и первой половине XVIII века на территории Северного Кыргызстана доминировали калмаки-жунгары. В период их нападений кыргызские племена вынуждены были переселяться. Кебек-Бий был современником и соратником таких известных личностей, как Эсенкул бий.
Кебек-Бий был известен как справедливый, решительный и мудрый лидер. С молодых лет он присоединился к военным походам и неоднократно участвовал в битвах с калмаками и жунгарами. Он сражался рядом с такими героями, как Эсенкул-баатыр и Шапак-баатыр, в битвах на реках Или и в степи Боролдой.
По сведениям саныжрачы Алымбека, после того как кыргызам удалось освободиться от калмакского и жунгарского нашествия, и они начали заселять земли Чуйской долины, племенем «Солто» начал управлять именно Кебек бий.
Осенью 1758 года Кебек бий был одним из организаторов курултая кыргызских правителей (бийев). Вместе с Эсенкул бийем он активно способствовал переселению кыргызских племен на освобожденные от калмаков земли, их возвращению на прежние территории и поселению в Таласе и Чуйской долине. В то время началась борьба казахских племен за землю. Северные кыргызы обосновались от Тараза до Или, и Чуйская долина, о которой говорят сейчас как о Чуйской области, тогда простиралась до Или. Этот регион по сей день казахи называют Чуйской долиной.
В первой половине XVIII века Цинская империя разрушила и уничтожила Жунгарско-Калмакское государство. Оставшиеся в живых переселились в сторону Волги, в нынешнюю Калмыкию. Однако империя Цин не проводила такую агрессивную политику, как жунгары-калмаки, и поэтому северные кыргызские земли стали освобождаться. Племена «бугу», «сарыбагыш», «саяк» и «солто» вернулись на свои земли.
Однако во второй половине XVIII века северным кыргызам начали угрожать новые трудности. Соседние казахские племена начали сражаться с кыргызами за землю и пастбища, что вошло в историю как кыргызско-казахская война. Это происходило в 1764-65, 1769, 1773, 1779-1780 годах. Последний конфликт завершился в первой половине XIX века, в 1846-1847 годах, после гибели хана Кененсары. С этим и закончились кыргызско-казахские войны.
В этих войнах участвовал и Кебек бий, продемонстрировав свою храбрость и лидерские качества. Он умер в возрасте около 60 лет в Таласе, его могила была расположена недалеко от Чуя, в нынешнем селе Уч-Эмчек.
Кебек бий является одной из ключевых фигур в истории кыргызского народа и занимает достойное место среди таких великих личностей XVIII века, как Бишкек, Качыке бий, Атаке бий, Эсенгул бий, Бийназар бий, Жайыл баатыр, Садыр бий, Момокон-баатыр и Толоберди-баатыр.
_____________
Упоминания о Кебек бийе взяты из следующих источников:
- Белек Солтоноев «Кызыл кыргыз тарыхы» («История красных кыргызов»)
Белек Солтоноев — известный кыргызский историк и писатель, в своей работе «Кызыл кыргыз тарыхы» он исследует историю кыргызского народа, а также подробно рассказывает о месте Кебек бия среди великих лидеров. В своей работе Солтоноев отмечает важную роль Кебек бия в управлении государством и в сохранении народа, подчёркивая его вклад в развитие общества.
- Санжырачы Умот [Үмөт]
Санжырачы Үмөт — кыргызский родословец, который сохранил множество традиционных материалов о Кебек би. Работы санжырачы содержат ценную информацию о времени, в котором жил Кебек бий, о политической ситуации того времени, а также о родовых корнях лидера.
- Осмонаалы Садык уулу «Мухтасар тарых кыргыз»
Осмонаалы Садык уулу в своей работе «Мухтасар тарых кыргыз» глубоко изучил историю кыргызского народа, включая подвиги Кебек бия. В этом труде подробно раскрыты политические и управленческие способности Кебек бия, его вклад в борьбу за народное благополучие, а также его авторитет среди народа.
- Сабыр Аттокуров «Кыргыз санжырасы»
Сабыр Аттокуров в своей работе «Кыргыз санжырасы» рассказывает о выдающихся личностях кыргызского народа, среди которых важное место занимает Кебек бий. Аттокуров отмечает его справедливость, его значимость для народа и его огромный вклад в борьбу за свободу и независимость.
- Кыргызская энциклопедия.